Перспективы неоновой технологии

Дискуссия по вопросу о будущем неоновой технологии, которая развернута на сайтах рекламных фирм и в печати, в сущности, сводится к выяснению вопроса: "Пациент скорее жив, чем мертв, или скорее мертв, чем жив?". Вместе с тем "старость" технологии, которая выражается в частичной потере сфер ее приложения, это еще далеко не смертельный удар в конкурентной борьбе. Потребительские свойства товара под названием "неоновая лампа" широки и разнообразны, а их ранжирование, как правило, субъективно. Весь вопрос в том, что считать главным, а что второстепенным: технические и стоимостные параметры или неподдающиеся цифровым оценкам уровни психологического и эстетического воздействия? Неплохо бы помнить и о том, что сравнение "старых" технологий с "новыми" желательно вести без "маркетинговых ходов". Любое новое техническое средство, решая старые проблемы, порождает новые. Получается, идеализируя новый технологический продукт в угоду конкурентной борьбе, мы оказываем ему "медвежью" услугу. Поэтому предлагается спокойно и уважительно поговорить о старой доброй неоновой технологии. О ее проблемах, возможностях развития и сферах приложения.

Со времени своего рождения неоновая лампа воспринималась не как источник света, а только как элемент светового дизайна. Лишь потом она стала постепенно завоевывать несвойственные ей области - такие как подсветка коробов и световых букв, контражурная и архитектурная подсветки. Происходило это в силу того, что другие источники света, такие как лампы накаливания, не всегда могли обеспечить равномерность засветки и приемлемую долговечность. Таким образом, применение неоновой подсветки ("закрытого неона") всегда носило лишь функциональный характер. А это означает, что замена одного светового элемента другим с более совершенными параметрами (более высоким сроком службы, яркостью или безопасностью) мало что меняет для потребителя рекламной продукции. Поэтому использование, например, светодиодов в световых буквах, особенно малоразмерных, выглядит вполне естественным.

Будем реалистами. Уменьшение доли функционального применения неона объективно. В этом нет ничего удивительного. Удивлять должно другое - почему "закрытый неон" все еще сохраняет свои позиции в наружной рекламе? Связано это с особенностями конструкции и принципом работы неоновой лампы. Об этом мы поговорим позднее. Вернемся к главному, на наш взгляд, вопросу - о стилевом своеобразии неоновой технологии и ее роли в дальнейшей судьбе этого неутомимого долгожителя световой рекламы. Понятие стиля весьма многозначно. Не претендуя на научную точность, чисто интуитивно я понимаю стиль как некую систему оригинальных художественных принципов, изобразительных и конструктивных приемов, которыми руководствуется некая группа людей при создании произведения искусства, в частности, в области светового дизайна.

Формирование стиля, таким образом, предполагает не только формальное освоение технических приемов, но и единое образное мышление. Без одухотворенности стиль исчезает. Остаются только его внешние проявления: манера, система приемов и так далее. В этом и только в этом кроется причина стилевой подражательности других технологий в отношении "неоновой", которая за долгие 100 лет своего существования сумела подняться до уровня искусства (neon art). Отсюда все эти характерные названия: "neo-neon", "Flex-neon", относящиеся к источникам света совершенно другой природы, не имеющей такой харизмы, какой обладает обыкновенная неоновая лампочка, изготовленная в условиях небольших предприятий наружной рекламы руками стеклодувов и откачников на очень простом оборудовании. Паразитирование на чужом стиле - это попытка скрыть бездуховность. Поэтому входящей сегодня в моду LED-технологии еще предстоит выработать свой неповторимый стиль или остаться лишь функциональным элементом в дизайнерской палитре.

Своеобразие неоновой лампочки

Итак, рассмотрим, в чем же своеобразие неоновой лампочки, которое позволило дизайнерам и конструкторам выработать оригинальный художественный стиль. Неоновая лампа - это единственный световой элемент, который изготавливается на предприятиях рекламного профиля и является продуктом индивидуального производства. Все другие источники света - продукты поточного производства, не отличимые друг от друга. Конечно, среди неоновых ламп тоже присутствуют изделия стандартных форм: прямые, простые дуги и углы. Но даже эти стандартные элементы всегда имеют нестандартные, привязанные к конкретной конструкции размеры. Если же говорить о так называемом "открытом неоне", то он всегда индивидуален в художественном и исполнительском смысле.

Неоновая лампа, как декоративный световой элемент, обладает уникальным набором свойств. Остановимся на этом вопросе подробнее. По своему физическому принципу неоновая лампа относится к классу газоразрядных трубчатых люминесцентных ламп тлеющего разряда. Рабочий ток таких ламп не превосходит 100 мА. Это меньше, чем у люминесцентных ламп дугового разряда (осветительные лампы дневного света). Поэтому по световым характеристикам неоновая лампа уступает последним. Зато неоновая лампа является более экономичной и имеет произвольные геометрические характеристики: диаметр, длину и конфигурацию контура. В основе свечения всех газоразрядных ламп лежит явление фотолюминесценции атомов рабочего газа в электрическом разряде.

Не останавливаясь на тонкостях самого процесса фотолюминесценции, подчеркнем главное. Параметры излучения газового разряда зависят от природы газа, давления, геометрии лампы и рабочего тока. Излучение лампы характеризуется диаграммой направленности, яркостью и спектром. Так, лампа в силу своей геометрии является протяженным источником света, имеющим индивидуальный световой контур и круговую диаграмму направленности излучения относительно цилиндрической оси. Спектр излучения линейчатый, то есть состоит из ряда пиков в довольно широком диапазоне частот. Обычно это один либо два основных пика, на которые приходится до 90% излучения, и множество маленьких всплесков излучения в других диапазонах.

К примеру, при заполнении лампы ртутными парами (рабочий газ) и аргоном либо смесью различных инертных газов, главный пик излучения рабочего газа лежит в невидимой ультрафиолетовой области. Тем не менее, мы наблюдаем в трубке слабое бледно-голубое свечение. Это и есть свечение одного из побочных спектральных пиков. Второе, на что необходимо обратить внимание - это широкополосность основных пиков излучения. Обе эти особенности частично отвечают за характерную цветовую насыщенность излучения газосветных ламп, по сравнению, к примеру, со светодиодами.

Одну из главных ролей в формировании излучения ламп играют специальные порошковые материалы - люминофоры, которые наносятся на внутреннюю поверхность трубки. Они играют роль своеобразного трансформатора спектра излучения из одной спектральной области в другую. Эти вещества характеризуются двумя параметрами: спектром поглощения первичного излучения и спектром излучения. Спектр поглощения большинства фотолюминофоров лежит в области основного пика излучения ртутного разряда. Главное, чем отличаются люминофоры друг от друга - это длина волны максимума пика излучения и ширина этого пика. Следует заметить, что наряду с основными пиками поглощения и излучения могут быть и дополнительные пики. Это дает возможность возбуждать люминофор не только ртутными парами, но и другими газами, например неоном, с получением совершенно другого цвета. Это позволяет существенно расширить цветовую гамму газосветных ламп.

Активная генерация видимого цвета позволила сформировать непревзойденную до сих пор палитру излучения, цвета которой невоспроизводимы с помощью других источников света. Некоторые специалисты указывают на существование около сотни цветовых оттенков. На самом деле их значительно больше, если учесть, что люминофоры различных фирм изготовителей имеют отличительные особенности. Поэтому цвета, одинаковые по названию и цветовой температуре, различаются по оттенку. Говоря о цветовой палитре, следует подчеркнуть, что способ получения излучения обеспечивает хорошую стабильность цветовой температуры, за исключением случаев замены люминофоров на заводе изготовителе. Такие случаи иногда имеют место. Однако в этом случае осуществляется замена марки люминофорного стекла, о чем официально извещается.

Существует незначительный разброс цветовых параметров у разных партий люминофорных стекол, изготовленных из цветного стекла либо с пигментированными люминофорами. В остальных случаях разброс световых характеристик незначителен. Практически это означает, что свечения отдельных световых букв либо световых подчеркивающих линий (в архитектурной подсветке) будут идентичными. В процессе эксплуатации неоновой установки происходит медленное уменьшение яркости излучения, но не цветовой температуры. К примеру, для белых светодиодов, изготовленных по RGB-технологии, изменение цвета излучения является проблемой. Связано это с неравномерным отводом тепла с краев матрицы и из ее середины. Поэтому деградация отдельных светодиодов в матрице идет с различными скоростями, что может приводить к смещению белого цвета в синюю область.

Следует сделать несколько замечаний. Во-первых, известны люминесцентные лампы дугового разряда с излучением, отличным от белого. Но цветовая гамма этих ламп ограничена всего лишь несколькими основными цветами. Во-вторых, при использовании других источников света, например, светодиодов, расширение цветовой гаммы возможно только при использовании пассивных фильтров (цветные пластики и транслюцентные пленки) либо с помощью технологии цветового смешения (RGB). Но светофильтры обедняют спектр излучения, а цветовое смешение не гарантирует точного воспроизведения цветового оттенка, не говоря уже о стоимостной составляющей подобного решения в установках, где цветодинамика проектом не предусмотрена. Поэтому получение цветов, аналогичных неоновым, практически невозможно.

Неоновым лампам не чуждо использование пассивных элементов (цветные пигменты и цветное стекло). Но их действие, усиливая цветовой контраст, лишь незначительно ослабляет спектральную насыщенность. Даже при использовании органических светофильтров (в световых буквах) цветовое своеобразие не всегда исчезает полностью, поскольку подсветку букв можно осуществлять неоновыми лампами различных оттенков. Иногда так формируется фирменный стиль. К примеру, лампа подсветки в логотипе "Макдональдс" должна изготавливаться из цветного люминофорного стекла, что весьма необычно, поскольку цветные стекла дороже и имеют меньшую яркость.

С экономической точки зрение это решение абсурдно, но с точки зрения стиля - вполне оправдано. Эта одна из причин, почему переход с неоновых ламп на светодиоды в световых буквах идет медленно. Другая причина тоже связана с особенностями газосветной лампы. А именно, с круговой диаграммой направленности излучения. Из-за этой особенности легко организовать одновременное выполнение фронтальной и боковой подсветок или фронтальной и контражурной. Мне могут возразить, что примеров реализации подобных букв не так уж и много. Да, немного, но это стильные буквы, что придает рекламной вывеске индивидуальность. Вот и получается, там, где важным является стилевое своеобразие и точное воспроизведение сложного цветового оттенка, неон пока незаменим.

продолжение статьи