Перспектива неоновой технологии

продолжение, начало статьи

Вернемся к проблеме излучения газоразрядных ламп. Часто приходится читать и слышать о завораживающем влиянии неонового излучения на людей. Разберемся, в чем тут дело. О влиянии света различных цветовых оттенков на психическое и даже физиологическое состояние человека давно и достаточно хорошо известно. В настоящее время в медицине существует даже целое направление - светотерапия. В результате многочисленных исследований было установлено, что различные цвета излучения вызывают следующие психологические реакции: влияют на чувства и настроение человека; создают теплую либо холодную среду; отражают времена года; придают объемность среде и предметам.

Исследования показали, что 80% информации о свете и цвете "поглощается" нервной и эндокринной системами (то есть бессознательно) и только 20% зрением, а точнее высшими отделами головного мозга, то есть может порождать ассоциативные связи. И то и другое чрезвычайно важно. Но большую часть этой информации мы воспринимаем все же бессознательно, в том числе путем воздействия на кожные покровы. Сейчас стало модным говорить о негативном либо позитивном влиянии электромагнитных излучений (свет лишь часть электромагнитного спектра) на человека. Мы буквально купаемся в электромагнитных волнах. Но лишь на некоторых длинах волн зафиксировано позитивное и даже лечебное влияние излучений. Максимум лечебного эффекта приходится на область инфракрасного, светового и ультрафиолетового диапазона.

Это природные излучения, которые сопровождают человека с самых ранних этапов его развития. Поэтому человеческий организм, в частности человеческий глаз, к ним приспособился и научился их использовать себе во благо или защищаться от них. Существуют и другие диапазоны (не световые) электромагнитных волн, где также наблюдается позитивное воздействие на организм, к примеру, волны миллиметрового диапазона малой интенсивности. Причем, что интересно, получение этих волн осуществляют за счет шумовых характеристик неонового разряда, то есть за счет побочных пиков излучения.

Сильным лечебным эффектом могут обладать и современные источники монохроматического излучения (светодиоды), но только широкополосное излучение газового разряда способно осуществлять комплексное воздействие на организм, причем весьма сбалансированное (близость к естественному свету). Поэтому применение неоновых ламп в интерьерной подсветке более предпочтительно, особенно если учитывать индивидуальные особенности цветов, а также их воздействие на организм человека. Долговременное влияние узкополосных источников света на человека, наоборот, может привести к непредсказуемым последствиям.

К примеру, прямое попадание монохроматического излучения на сетчатку глаза может привести к ухудшению зрения. То же самое можно сказать относительно RGB- подсветки в торговых и жилых помещениях. Динамическое управление светом позволяет изменять психофизическое состояние человека, поэтому является чрезвычайно эффективным средством воздействия. Технически этот эффект проще получить с использованием светодиодов, но высокие уровни психофизической сбалансированности достижимы лишь в случае применения неоновых и люминесцентных RGB-систем. Эти закономерности следует учитывать во время проектирования так называемой интерьерной подсветки.

Хорошо известно, что различные цвета по-разному воздействуют на организм. Механизмы такого воздействия могут быть связаны с особенностями физиологии глаза, а также с различными механизмами обработки зрительной информации. Приведем наиболее интересные примеры. Из школьного курса биологии нам известно, что на сетчатке глаза расположены два типа рецепторов: "колбочки" и "трубочки", которые по-разному способны воспринимать свет. К примеру, "трубочки" воспринимают слабый свет в монохроматическом (узкополосном) ре жиме. Именно поэтому синезеленые цвета в условиях слабой освещенности кажутся более яркими (эффект Пуркинье). Теперь понятно, почему излучение световых букв синего фронтального свечения днем не заметно, вечером, или при сильной архитектурной засветке, едва заметно, и лишь в темную безлунную ночь синие буквы светят ярким и сочным светом.

Глаз человека наиболее четко способен различать тонкие детали предметов в зеленой и красной области спектра. Синие цвета из-за рефракции фокусируются не на сетчатке, а на некотором расстоянии от нее. Отсюда размытость синих цветов. При близком расположении вывески это обстоятельство практически не имеет значения. А вот при наблюдении издали синие цвета дают размытое световое пятно. Поэтому двухконтурные буквы из трубок синего свечения издали "читаются" хуже, чем красные, зеленые или белые. Но, с другой стороны, световой диаметр трубок голубого и синего цвета при наблюдении издали заметно увеличивается. Поэтому световые подчеркивающие линии, выполненные из стекла голубого цвета, хорошо видны на далеком расстоянии. По этой же причине может быть увеличено расстояние между трубками в "открытых" световых буквах.

Эффект фокусировки глаза на отдельных частях спектра приводит к тому, что белые цвета, созданные различными источниками света, мы тоже воспринимает по-разному. Объяснение - простое. Для люминесцентных ламп (в частности, неоновых) характерно присутствие в спектре красной, желтой и зеленой составляющих, а для светодиодов характерно преобладание голубой составляющей, что делает цвет более холодным. Поэтому простая замена одного источника света на другой не всегда возможна. Профессора Филадельфийского университета им. Джефферсона Брейнард и Берсон открыли еще один тип глазных рецепторов, которые не влияют на зрительное восприятие. Сигналы с этих рецепторов поступают в другой отдел мозга, который управляет выработкой гормона усталости и сна - мелатонина. Таким образом, организм реагирует на суточные ритмы (ночь - день). При недостатке голубого цвета выделяется большое количество мелатонина, и человек чувствует сонливость. И наоборот, наличие голубой составляющей приводит к приостановке выработки гормона, что повышает умственную и физическую деятельность человека, улучшает контрастность освещения и снижает зрительную утомляемость.

Поэтому в часы покоя человеку более подходят теплые белые тона (малое количество голубого компонента), для офисов, магазинов более предпочтительным является белый цвет с температурой порядка 65 000 К. В клубах, игорных заведениях, на дискотеках (в том случае, если общая освещенность помещений ниже нормы) часто используется контражурная подсветка лампами голубого цвета либо холодного белого. Видимое излучение, представляющее целую гамму цветовых оттенков, способно по-разному воздействовать на возбудимость зрительных отделов мозга и его подкорковых центров. С голубыми оттенками и белым цветом мы уже разобрались. Есть смысл упомянуть о воздействии других цветов. Так, красное излучение стимулирует работу мозга, вызывает деятельный настрой, повышает эмоциональный настрой. Но при большом времени воздействия может вызвать раздражительность и усталость.

Поэтому для создания комфортных условий для работы продавцов магазинов, в витринах которых используются лампы красного цвета, следует избавляться от обратного излучения (использовать непрозрачную подложку либо закрашивать темной краской заднюю половину ламп, включая "обратные ходы"). Оранжевый цвет близок к красному. Он стимулирует жизнерадостный настрой, создает чувство благополучия. Хорошо сочетается с синим и голубым излучениями. Желтое золотистое излучение олицетворяет стремление к власти, демонстрирует превосходство. Ассоциируется с золотом, как символом богатства. Светлое желтое (лимонный цвет) излучение часто производит отталкивающее впечатление. Зеленое излучение - успокаивающее, хорошо сочетается с белым и синим излучениями. Доминирующий в вывесках аптек зеленый цвет прекрасно соотносится с предназначением этих учреждений. Излучение бирюзового цвета вызывает чувство холодности. Однако в сочетании с красным излучением уравновешивает его, позволяя избегать перевозбуждения. Розовое излучение создает ощущение слабости. Светло-зеленое излучение придает холодность окружающей среде.

Неоновая цветовая палитра насчитывает более 100 цветов и оттенков. Однако в силу описанных выше закономерностей в России существуют ярко выраженные цветовые предпочтения. В наружной рекламе чаще всего используют трубки белого цвета с температурой 65 000 К (снежно-белый цвет), небесно-голубого и желто-красного (цвет свечения неона). Реже используются трубки с насыщенными зелеными и желтыми цветами (использующие пигментированные люминофоры либо цветное стекло). В интерьере находят применение теплые белые тона, а также холодный белый цвет. Остальные неоновые цвета используют значительно реже, чаще всего для создания световых инсталляций (композиций). Большая цветовая избыточность должна восприниматься как резерв для поиска новых неожиданных, а потому оригинальных цветовых решений, за счет которого неоновая технология еще долго будет сохранять способность к художественному развитию. Для газосветной лампы, как для протяженного источника света с круговой диаграммой направленности излучения, изобразительной основой является контур (абрис) и штрих, так же, как для рисунка в изобразительном искусстве.

В принципе, с помощью неоновых ламп можно осуществлять засветку площадей, располагая лампы на некотором расстоянии друг от друга, но световые и цветовые точки (пиксели) в рамках заявленного стиля недоступны. А вот, к примеру, для светодиодов пиксель является изобразительной основой, поэтому c их помощью легко осуществлять произвольное заполнение цветом объектов, имеющих площадь. Но можно ли отсутствие "пиксельного" мышления считать недостатком неонового стиля? Это скорее одно из естественных ограничений, без которых невозможно существование стиля. В этом смысле художественно осознанная система ограничений и есть основа стилевого своеобразия. Формальные ограничения только подстегивают фантазию, заставляют искать новые выразительные средства. Итак, с помощью световых линий можно изображать надписи, цифры, иероглифы любых произвольных шрифтов и цветов, создавать световые инсталляции (композиции), засвечивать поверхности, в том числе отраженным светом, создавать подчеркивающие линии и другие элементы архитектурной подсветки.

Отличительной особенностью именно неона является наличие четкой световой границы, что позволяет адекватно воспринимать эти световые рисунки как с большого, так и с малого расстояний и с любого ракурса. Причем правильному восприятию совершенно не мешают элементы крепления, провода, электроды, которые ощущаются скорее как элементы художественной условности, а не как инородные функциональные объекты. Вот такой стилевой эффект! Еще одной из отличительных черт неонового стиля является взаимодействие с другими стилевыми многообразиями. Так, открытый неон прекрасно сочетается с виниловой аппликацией. Это сочетание носит активный характер (взаимодействие), когда под действием излучения неоновой лампы меняется естественный цвет пленки. Надписи, выполненные в этом стиле, обладают рядом дополнительных эффектов. К примеру, "прочтение" надписей и рисунков даже при выключенных лампах. При использовании прозрачных трубок "читается" пленочный рисунок, а в случае использования цветного стекла - "читается" цветовая надпись из согнутых трубок. Тонкая работа с отраженным от подложки светом характерна для контражурной подсветки. Световой ареол, полученный с помощью газосветных ламп, всегда широк, равномерен по яркости и сочен по цвету.

Возможности варьирования этими параметрами у неоновой технологии, по сравнению с альтернативными, существенно большие. Но выбор типа контражурной подсветки не всегда связан с уровнем дизайнерского мышления. Большинство решений не требует художественных изысков. Поэтому часто берет верх техническое мышление, для которого стоимость и простота изготовления вывески является главным, а художественное своеобразие - второстепенным фактором. С таким подходом спорить трудно. Одно можно сказать, что примитивные в художественном смысле вывески плохо выполняют свою главную роль - привлекать внимание прохожих. От таких вывесок обычно быстро избавляются. Светодиодная подсветка поверхностей с неоновым абрисом - еще одно удачное стилевое сочетание, подчеркивающее достоинства каждой из технологий. На практике главным оказывается не принцип конкуренции, а принцип дополнительности. Конкуренцию технологий придумали продавцы источников света, а не дизайнеры, и придумали в чисто корыстных целях. Зачем обеднять художественное пространство, в котором выразительность всегда играет первую скрипку?

В последнее время стилевое своеобразие неона востребовано в других, не связанных с наружной рекламой и интерьерным дизайном, областях. Речь идет об автомобильном тюнинге и компьютерном моддинге - придание стандартному изделию (автомобилю, процессорному блоку компьютера) неповторимого (эксклюзивного) облика средствами светодизайна. Для реализации дизайнерских фантазий могут использоваться любые световые элементы, но неон отличается максимальными цветовыми возможностями при сравнительно небольшой стоимости, поэтому он и востребован в этих областях. Особо стоит упомянуть о так называемом неоновом искусстве (neon art). Оно представляет собой авторские световые инсталляции, которые постоянно включаются в экспозиции выставок и музеев современного искусства. Одна из выставок современного искусства "Чудеса. Новое искусство из Лондона" проходила весной этого года в Москве. На ней была представлена световая инсталляция Натаниэля Рэкоу, составленная из обычных неоновых трубок. Может быть, подобные культурные мероприятия подогреют интерес российских художников к необычным световым достоинствам неона. Пока можно наблюдать только отдельные авторские работы, выставляемые на профессиональных (технических) выставках, которые в большинстве случаев лишь копируют приемы иностранных художников. Отсутствие отечественной школы неонового искусства объясняется нашим поздним включением в мировой процесс развития современного прикладного искусства.

За 15 лет невозможно пройти путь, который прошла неоновая технология за 100 лет. Поэтому у нас в России пока чаще побеждает функциональный подход к решению творческих задач. Мы зациклились на технической целесообразности, не замечая, что художественная выразительность тоже имеет потребительскую стоимость. Еще одной областью приложения неоновой технологии следует считать шоу инсталляции. Неоновые лампы уже давно занимают свое законное место рядом с прожекторами, лазерами и другими световыми приборами, используемыми в качестве постановочных элементов при организации шоу, концертов, телепередач и т. д. Причем, как говорят специалисты, неоновые световые элементы в настоящее время не могут быть полностью заменены альтернативными источниками света. Например, газосветные лампы хорошо воспринимаются телекамерами с различных точек. Не все излучающие элементы и не все цвета адекватно передаются при телетрансляциях.

К примеру, я был удивлен, когда оператор телевидения из большого набора голубых цветов выбрал цвет ртутного разряда в прозрачной трубке. Этот разряд имеет тусклый грязноватый (синюшный) цвет и в наружной рекламе практически не используется. Но, как выразился оператор, именно этот цвет обеспечил "нужную картинку". Художественные запросы постановщиков шоу и телеоператоров могут быть самыми неожиданными, поэтому богатые возможности неона будут еще долго востребованы. В конце нашего исследования следует кратко охарактеризовать обстановку с техническим обеспечением неоновой технологии, которая сложилась в России в настоящий момент.

Сегодня не наблюдается снижения спроса и предложения на комплектующие, используемые при изготовлении ламп (электроды и стекло), а также на трансформаторы, установочные изделия и высоковольтный провод. Поэтому технических ограничений на дальнейшее развитие неоновой технологии в настоящий момент не существует. То же самое можно сказать о технологическом оборудовании, потребность в котором частично удовлетворяется и российскими производителями. В последнее время спрос на указанные технические средства частично начал удовлетворяться за счет китайского импорта, что позволяет снижать издержки производства без существенного ухудшения качества. Увеличились предложения по так называемым электронным трансформаторам, активно используемым в интерьерных работах и концертной деятельности. Правда, предложения по продаже элементов неоновой технологии уже все реже представляются на технических выставках. Но это означает лишь одно, что изменилась технология продаж. Информация о предложениях выложена на сайтах ведущих торгующих фирм, то есть является всегда доступной. Рост количества неоновых заводов во многих городах в настоящее время несколько приостановился. Поэтому для работы с существующими предприятиями прямых контактов продавцов с потребителями неоновых комплектующих и оборудования вполне достаточно.

Подведем итоги

Неон, имеющий ярко выраженные стилевые особенности, продолжает оставаться эффективным элементом световых установок как наружного, так и интерьерного применения. Дизайнерские возможности неоновых ламп в настоящее время используются весьма незначительно. Поэтому потенциал художественного роста этой технологии по-прежнему высок. Использование неона в качестве осветительных элементов ("закрытый неон") сокращается, что связано с появлением альтернативного способа создания подсветки (LED-технология). С помощью этой технологии легко решается ряд проблем, к примеру, проблема создания цветодинамических элементов рекламных установок.

Однако для создания световых букв с необычными световыми и цветовыми свойствами более подходит неон. Он сохраняет свои позиции в интерьерной подсветке, что связано не с техническими предпочтениями, а с особенностями психофизического воздействия излучения газосветной лампы на человека, которое отличается эффективностью и сбалансированностью. Неон хорошо сочетается с другими световыми элементами, что позволяет создавать новые необычные стилевые сочетания. Кроме наружной рекламы, неоновая технология осваивает и новые области приложения, например, автомобильный тюнинг и компьютерный моддинг. В понимании художественных достоинств неоновой технологии Россия не прошла еще и половины пути, пройденного ведущими странами мира за сто лет. Поэтому неоновый стиль современен и востребован в России.

Виктор Марков