Особенности художественного решения вывесок

Видимость в городском пространстве, четкость восприятия букв, обеспечение максимального цветового контраста и удачного названия придадут эффективность и выразительность любой вывеске Обращаясь к данной теме, мы касаемся, пожалуй, самой обширной области наружной рекламы, причем самого высокого, качественного уровня ее разработки. Наше исследование позволит выявить условия его достижения. Что же собой представляют эти особенности?

Расположение

Основой художественного решения вывесок является обеспечение их четкой видимости в городском пространстве. Выполнение этого условия зависит от учета особенностей пространственного восприятия вывесочных устройств. А именно: с дальних расстояний, при беглом взгляде наблюдателя, а также при его ускоренном передвижении. Эти особенности определяют размещение вывесок на разных высотных уровнях зданий. Также их перенос со зданий на газоны, с устройством отдельно стоящих рекламных установок (характерно для случаев, когда фасады закрываются деревьями и их просто плохо видно со стороны магистралей).

Разные условия восприятия вывесок предполагают и разное их расположение относительно фасадов зданий, как, впрочем, и использование в них букв разной высоты и особого цветового решения. Что касается отмеченных уровней, то их выбор определяется удаленностью наблюдателя от здания, на котором размещается вывеска: чем большая удаленность, тем выше уровень размещения.

Выделяются три основных уровня: нижний - связанный с витринами и располагающийся непосредственно над ними (самый распространенный для вывесок), средний - в основном занимающий пояс 3-5 этажа (иногда выше) и верхний, относящийся к уровню крыш зданий. Наблюдения показывают, что первый уровень лучше всего "работает" на восприятие вывесок с расстояний до 125 м (например, с противоположной стороны широкой магистрали), второй - до 250 м (с продольных сторон уличного пространства) и, наконец, третий - до 500 м и более - с расстояний, охватывающих значительные участки города. Естественно, эти данные носят самый общий характер и требуют своего уточнения с учетом конкретных городских ситуаций. К тому же необходимо иметь в виду, что та или иная ситуация может заключать в себе сложные условия восприятия вывесок и, соответственно, разное их расположение на здании - в частности, одновременно в разных уровнях и разных поворотах относительно фасада. Причем, здесь вступает в силу такой фактор, как престижность представляемого вывеской предприятия. По наблюдениям выходит, что чем выше этот фактор, тем вывеска располагается на более высоком уровне.

Преимущественное расположение вывесок в нижнем поясе зданий - над витринами - обусловлено необходимостью непосредственно представлять предприятия, занимающие первые этажи. Видимость вывесок улучшается при установлении их правильного положения относительно фасада здания. Оно определяется разной направленностью их восприятия в участке, могущей носить односторонний, двусторонний и многосторонний характер. Первый типичен для ситуаций, когда наблюдатель находится прямо напротив здания (к примеру, на площади). Второй - когда он воспринимает фасад с размещенной на нем вывеской сбоку (с двух противоположных продольных сторон улицы). Третий - когда восприятие происходит одновременно с разных сторон (что характерно для перекрестков). В соответствии с этими условиями должны располагаться вывески на фасаде: в первом случае - фронтально к фасаду, во втором - поперек фасада, с выносом вывески из его плоскости, в третьем - с использованием выносных объемных вывесочных установок. Последние целесообразнее всего размещать на крышах, выступающих по высоте зданий.

Написание букв

К вывескам-надписям предъявляются повышенные требования по четкости восприятия букв. Успешное выполнение их зависит от учета тех объективных закономерностей построения шрифтовой композиции, которые широко раскрыты в многочисленной литературе по данной теме. В нашем кратком разговоре мы не будем подробно рассматривать все тонкости рационального написания шрифтов. Отметим лишь главные условия этого написания, наиболее значимые для художественного решения шрифтовых вывесок:
- определение высоты букв по формуле H = 2S, где H - эта высота в мм, а S - расстояние до наблюдателя в м; с учетом беглого и быстрого восприятия, типичного как раз для шрифтовых вывесок, в эту формулу вводится еще коэффициент 2,5;
- установление оптимальных пропорций букв и их элементов: для темных букв на светящемся фоне принимается отношение толщины основного штриха к внутрибуквенному пробелу как 1:2 - 1:4; для светящихся букв на темном фоне 1:6 - 1:8 (т. е. первые делаются более "жирными", чем вторые);
- четкое выявление характера начертания букв, т. е. их графемы ("каркаса");
- принятие расстояния между буквами с учетом написания целостной, но не "слипшейся" надписи;
- подбор отношения ширины букв к их высоте - в среднем как 3:5 (т. е. близкий к "золотому сечению").

К этим же условиям добавляется обеспечение рациональной ритмичности расположения букв, используемых в шрифтовых вывесках. Осуществляется оно:
- устранением монотонности в ритмическом строе букв за счет использования строчного шрифта с поднятыми и опущенными штрихами (что особенно важно для написания относительно длинных надписей, применяемых в вывесках);
- подчеркиванием различий в написании широких и узких графем;
- зрительным выравниванием между буквенных пробелов;
- устранением разрывов между словами, также как их "слипания" и др.

Еще одно важное условие достижения четкой читаемости шрифтовых вывесок - корректировка используемого в них типографического или рукописного шрифта с учетом переведения его в объемную форму. Также как и выполнения букв из разных материалов, при разной технологии их изготовления, конструктивного решения и различного освещения.

Цвета

Существенно и обеспечение максимального цветового контраста вывески к фону. Согласно исследованиям, такой контраст обеспечивается при сочетании темных хроматических (синих, красных, зеленых и близких им по тону) цветов со светлыми ахроматическими и хроматическими цветами (белым, желтым и т. д.). Художественное решение знаковых вывесок в целом характеризуется теми же объективными закономерностями, которые типичны для рациональной разработки шрифтовых вывесочных форм. Вместе с тем, оно отличается своими особенностями:
- принятием высоты знаков по формуле H мм = 5S м, где H - высота знака, а S - расстояние до наблюдателя (при расстоянии в 200 м, характерном для дальнего восприятия знаков, размещаемых над витринами, эта высота доходит до одного метра);
- разработкой вывесок, отличающихся образностью, т. е. одновременно обобщенностью и наглядностью знаковой формы, при отсутствии в ней крайней условности и натуралистичности;
- использованием в этих вывесках разного вида (в том числе и механической) динамики, не повторяющей движения натуральных предметов, а только ассоциирующейся с ними;
- достижением в небольших вывесках-знаках, устраиваемых над входом в предприятие, самого крупного масштаба, успешно "работающего" на окружающее городское пространство;
- построением выразительной пространственной композиции из выносных знаков, размещаемых на фасаде;
- органичным включением в их пластическую форму конструкции и, прежде всего, каркаса (кронштейна);
- обеспечением целостности формы знаковой вывески, при часто включаемой в нее надписи.

Специальные условия

Следует учитывать, что выполнение всех вышеперечисленных условий не гарантирует достижения подлинной художественной выразительности вывесок. Ему способствует ряд специфических условий. К ним относится обеспечение удачного названия вывеске. Например, принятые сегодня у нас в практике наружной рекламы названия: "Электронный рай" - для магазина электроники, "Черноморская Ривьера" - для ресторана, "Кабинет драгоценностей" - для ювелирного магазина и другие. Другое важное условие - образное решение вывески, исходящее из того же принятого названия предприятия и отвечающее ему.

Главным его признаком является придание всем используемым в вывеске художественным средствам - форме, конструкции, материалу исполнения, цвету и освещению - определенного ассоциативного характера. Именно он обеспечит вывеске глубоко эмоциональное воздействие на зрителя. В то же время в нем заключен важнейший показатель яркого, сильного и, главное, запоминающегося впечатления от вывески. Нельзя оставить без внимания и достижение максимальной пластической выразительности вывесок. В решении этого вопроса многое зависит от художественного вкуса и таланта разработчика.

Пластически выразительными выглядят вывески, занимающие не часть, а весь фасад здания (в том числе и боковые его стороны), составляющие цельную, интересную пространственную композицию. Что касается собственно пластики вывесок, то она ярче всего выявляется в решении объемных букв и знаков. Решение это - особая широкая и глубокая тема для специального большого разговора. Еще одно важное условие обеспечения художественной выразительности вывесок - выявление эстетических свойств применяемых в них материалов. Осуществляется оно в соответствии с образным решением вывески.

Прекрасный пример установления такого соответствия - применение хромированной стали в исполнении объемных букв вывески торгового центра "Наутилус" в Москве. Еще примеры - использование по-разному обработанного стекла в вывеске парфюмерного магазина Kenzo, или дерева - в вывеске ресторана японской кухни и др. При всем том материал вывески должен находиться в выразительном контрасте к материалу фона. В этом плане убедительно смотрится бронза на фоне белого мрамора, тонированное стекло на фоне побеленной штукатурки, полированная латунь на фоне темного дерева и т. д.

Существенный фактор - художественно-конструктивная разработка вывесок. Она предполагает гармоничное включение в вывесочную форму ее главного конструктивного элемента - каркаса. Часто в практике изготовления вывесок этот элемент механистически отделяется от собственно вывесочной формы, портя ее внешний вид. Когда каркас гармонично включается в пластику букв, знаков или объема, создается интересная композиция, впечатляющая своей изысканной пластичностью, а главное, целостностью. И, наконец, несколько слов об особенностях художественного решения световых вывесок. Они заключаются:
- в убедительной светопластической разработке вывесок, включающей в себя выразительное сочетание разных световых форм (линейных, плоскостных или объемных), с помощью использования прямого, рассеянного и отраженного света;
- в повторении в световом решении вывески ее выразительного "дневного" вида или впечатляющем его изменении при освещении;
- в органичном сопоставлении освещаемых вывесок со световой архитектурой здания.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что подлинно художественное решение вывесок определяется в первую очередь не вкусом разработчика, а глубоким пониманием и учетом раскрытых выше объективных закономерностей этого решения. Современные компьютеры позволяют свести всю отмеченную нами работу над шрифтовыми и знаковыми вывесками к минимуму. За разработчиками остается возможность и право свободного выбора самых разных вариантов решения. Но именно такой выбор и определяет эффективность и выразительность всякой вывески.

Виталий Устин, профессор МГХПУ им. Строганова, кандидат искусствоведения