Способы нанесения изображения на виниловую ткань

В производстве элементов наружной рекламы широко используется виниловая ткань – полиэфирная материя со специальным ПВХ покрытием, обеспечивающим ей особую прочность и долговечность. Такую ткань применяют для изготовления перетяжек, лайтбоксов, брандмауэров, плакатов, тентов, баннеров и т.д.

Для каждого из перечисленных видов наружки способ, которым наносится изображение на виниловую ткань, является принципиально важным, так как от него зависит, насколько функциональной, эстетичной и эффективной будет реклама.

Всего существует несколько технологий нанесения рисунков и изображений на ткань ПВХ: виниловая аппликация, покраска через трафарет, метод вымывания, способ heat transfer (теплопередача) и широкоформатная печать. Рассмотрим каждую из технологий подробнее.

1. Виниловая аппликация

Нанесение изображения с помощью аппликации виниловыми плёнками - это, пожалуй, самый распространённый приём в наружной рекламе. Он состоит из двух этапов: плоттерной резки плёнки и её наклейки на готовую основу. Сама аппликация наклеивается с помощью монтажной плёнки, на которую перенесено изображение; во избежание появления морщин и неровностей её раскатывают ракелем. Используются разные технологии наклейки аппликаций, каждая из которых требует небольшой сноровки и аккуратности. Основными достоинствами виниловой аппликации считают простоту её изготовления и доступность необходимых расходных материалов. Так как материальные расходы и усилия, затрачиваемые на производство наружной рекламы с использованием виниловых аппликаций, сравнительно небольшие, то и цена за готовое изображение – одна из самых низких.

В основном, она варьируется в зависимости от сложности изображения и вида плёнки, которые могут быть флуоресцентными, светорассеивающими, светоотражающими, с декоративными, в том числе и с позолоченными, покрытиями и другими. Есть у виниловых аппликаций и свои недостатки. Это, прежде всего, возможность отслаивания фрагментов изображения из-за резкого перепада температуры или при физическом воздействии. Срок службы наружки с виниловой аппликацией сильно зависит от внешних условий и может составлять от года до 8 лет. Другой существенный недостаток виниловой аппликации – ограниченная гамма цветов, с помощью которой составить объёмное, с полутонами, изображение довольно затруднительно.

2. Вымывание цвета

Транслюцентную виниловую ткань часто используют для производства очень больших световых рекламных конструкций, ширина которых существенно превышает ширину выпускаемых виниловых плёнок (от 90 до 120см). То есть получение крупных виниловых аппликаций на цветном фоне для световых коробов сопряжено с некоторыми трудностями: для фона придётся использовать большое количество цветной плёнки, граница плёнок будет слишком заметной, а если использовать ткань ПВХ с каким-либо оттенком, при наклейке на неё аппликации можно получить непредсказуемое наложение цветов. В этом случае хорошо воспользоваться таким методом нанесения изображения на виниловую ткань, как вымывание цвета. Только этим способом можно получить большое полотно без видимых стыков (за исключением малозаметных сварных швов, которыми соединяются между собой отрезы виниловой ткани).

Суть метода заключается в том, что цветное покрытие ПВХ ткани полностью вымывается до белого цвета. Для этого из виниловой плёнки (обычно берут самые дешевые её разновидности) подготавливают трафарет, только наклеивают на ткань не само изображение, а окружающую его вырубку. После чего поверхность баннера, не прикрытая плёнками, вымывается растворителем, например, обычным ацетоном, который практически не разрушает структуру ткани. Получаемые таким образом изображения имеют очень чёткую и ровную границу цвета – словно на цветной основе наклеены аппликации из белой плёнки. Если же есть необходимость, чтобы надпись или изображение также были цветными, их выполняют стандартным способом аппликации.

Как и у виниловой аппликации, у способа вымывания цвета главные достоинства – быстрота изготовления даже очень большого изображения и экономичность. Причём последнее относится и к затрачиваемым материалам, и к трудозатратам, и к стоимости готового полотна. К тому же, при вымывании цвета используется минимальное количество аппликаций, а это значит, что долговечность баннера сильно увеличивается. Среди недостатков получения изображения с помощью вымывания цвета главный – в отсутствии на нашем рынке богатой палитры цветных виниловых тканей. А при закупке таких тканей за границей их стоимость ощутимо увеличивается по сравнению с обычной ПВХ. И ещё один недостаток – такой же, как и у метода аппликации – невозможность получить полноцветное, со всеми оттенками и полутонами, изображение.

3. Трафаретная окраска

Это ещё один способ получить изображение на основе из виниловой ткани. Для него требуется изготовление трафаретов – негативов из недорогих самоклеящихся плёнок с не очень сильным клеящим слоем, чтобы впоследствии их без труда можно было удалить. Трафареты обычно вырезаются на плоттере и затем наклеиваются на предварительно обезжиренную ткань ПВХ. Наклейка, как и в случае с виниловыми аппликациями, производится с помощью монтажной пленки. Затем участки, свободные от пленки, заполняются специальной краской, например, Maragloss GO, Maraplan PL, Micolor и им подобными. Эти виды красок очень стойкие (для получаемых с их помощью изображений не нужен дополнительный защитный слой) и химически агрессивные. За счёт того, что они разъедают верхний слой ткани, изображение словно впечатывается в полотно, скорректировать его или стереть краску впоследствии будет очень трудно. Краску для виниловых тканей наносят кистью или с помощью аэрографа. Тканевая основа под покраску должна иметь плотность не менее 650 г/м2, а вот цвет её может быть любой – для данного метода нанесения изображения это не имеет значения.

К плюсам трафаретной окраски можно отнести то, что она выполняется достаточно просто (квалификации художника здесь не требуется) и быстро. Полученное изображение останется на виниловой ткани при любых условиях, так как правильно подобранная краска не смывается водой, не облезает от механического трения и не выгорает на солнце. Кроме того, высохший красочный слой обладает эластичностью, то есть не растрескивается при натяжении основы. Поэтому трафаретную окраску применяют для нанесения рекламных текстов и рисунков на тенты автомобилей, навесы, онинги, маркизы и т.д. В отличие от аппликации, которая через несколько месяцев интенсивной эксплуатации неизбежно начнёт отслаиваться, изображение, нанесённое красками, будет служить столько, сколько прослужит сама виниловая основа.

Недостаток трафаретной покраски – возможность применения для изображения только небольшого количества разных цветов краски. Этот метод хорош лишь для нанесения чётких графических рисунков, букв, цифр (логотипов, эмблем, телефонов, названия фирмы-клиента и т.п.). Но главный минус трафаретной покраски – её дороговизна. Для изготовления полотен большой площади, к примеру, рекламных перетяжек, использовать данный метод нецелесообразно.

4. Метод Heat Transfer

Метод Heat Transfer был разработан американской компанией «Signtech», она же и является единственным поставщиком на наш рынок всех необходимых для данного способа нанесения изображения на винил материалов (ПВХ ткани, красителей, защитных составов) и оборудования. Суть метода Heat Transfer заключается в закреплении особого красителя на транслюцентной виниловой ткани в процессе термовакуумной обработки в специальном аппарате. Происходит это следующим образом. Из красителя, цветной плёнки, выпускаемой в рулонах 1,5 х 30,5м, вырезают на плоттере необходимое изображение, фиксируют его на основе с помощью белого скотча, и ткань помещают в Heat Transfer Machine. Там аппликация из красителя прикрывается силиконовой пластиной, которая из-за создаваемой в машине разницы давлений плотно прижимает её к ткани. Инфракрасные лампы в течение 10-15 минут равномерно разогревают прижимную пластину до 100°C, в результате чего краситель буквально вваривается в основу. В конце процесса силиконовая рама 5-10 минут охлаждается вентиляторами, после чего полотно с готовым изображением вынимают из машины, очищают его от бумажной основы и скотча и покрывают защитным составом.

Получаемые на Heat Transfer Machine изображения отличаются особо высоким качеством, ткань становится глянцевой и при этом не теряет свои высокие светорассеивающие и термостойкие качества. Такая ПВХ ткань идеально подходит для рекламных конструкций с внутренней или внешней подсветкой, так как свет по её поверхности рассеивается равномерно, без образования темных пятен. Благодаря защитному составу, которым покрывается полотно, изображения длительное время не обесцвечиваются, не мутнеют под воздействием УФ-лучей и остаются стойкими к истиранию. Это обеспечивает наружной рекламе из виниловой ткани с рисунками и надписями, полученными способом Heat Transfer, сохранение яркости и насыщенности красок в течение 10-12 лет.

Однако технология Heat Transfer - одна из самых дорогих; 1м2 получаемого с её помощью рекламного изображения в среднем в 5-6 раз дороже, чем 1м2 изображения, напечатанного на широкоформатном принтере. Поэтому, несмотря на то, что метод Heat Transfer позволяет получить высококачественное и очень долговечное изображение на виниловой основе, на сегодняшний день он остаётся самым непопулярным.

5. Широкоформатная печать

Этот метод позволяет наносить на виниловую ткань распечатку любого изображения с помощью промышленного плоттера. У современных аппаратов ширина печатающей площади может быть 3-5 метра, они могут передавать миллионы цветов с разрешением выше 300 dpi. Для передачи изображения методом широкоформатной печати может использоваться виниловая ткань любой плотности из диапазона 200-700г/м2. Учитывая, что широкоформатная печать – практически единственный способ получения качественного полноцветного изображения на виниловой основе большой площади, его преимущества очевидны.

При нанесении изображения почти ничего не делается вручную, от сайнмейкера требуется только разработка эскиза рекламы и техническое обеспечение принтера. Ещё один несомненный плюс «широкоформатки» - возможность печатать изображения сериями, что очень удобно при производстве однотипной наружной рекламы разных размеров и разного предназначения. Краски, используемые в широкоформатной печати для производства наружной рекламы, обладают довольно высокой стойкостью к атмосферным воздействиям и не выгорают на солнце. Именно из-за своих многочисленных достоинств широкоформатная печать стала сегодня доминирующим способом передачи изображения на виниловую основу. Тем более, в последнее время цена на широкоформатную печать несколько снизилась.

Однако стоимость самих широкоформатных плоттеров остаётся очень высокой (в некоторых случаях она исчисляется сотнями тысяч долларов), для небольших рекламных агентств в провинции их приобретение нерентабельно. Поэтому для выполнения заказов своих клиентов они обращаются к агентствам в больших городах, и это негативно сказывается и на цене за печать, и на времени её исполнения. Другой недостаток широкоформатной печати – относительно небольшая стойкость сольвентных красок, применяемых для наружной рекламы, к механическим воздействиям. Так что для изображений, получаемых широкоформатной печатью и используемых на бортах автобусов, тентах автомобилей и т.п., необходимо дополнительное защитное покрытие.

Знание всех плюсов и минусов каждого из способов нанесения изображения на виниловую основу поможет вам сориентироваться в выборе и подобрать из них самый подходящий. А что это будет: классическая виниловая аппликация, экономичный способ вымывания цвета, трафаретная окраска, метод Heat Transfer или полноцветная широкоформатная печать, решайте сами, сопоставляя свои требования к рекламному изделию с возможностями того или иного метода.